Анди: страницы истории

      Анди – колыбель андийской народности, один из традиционных торговых, культурных и политических центров Западного Дагестана; крупное поселение с древней историей, значившееся в прошлом в одном ряду с крупными средневековыми городами Дагестана.

      Анди – средоточие учёности, отваги и патриотизма.  Из этого села происходит создатель письменности на аварском языке – Али-Мирза ал-Анди. Немало андийцев геройски отдали свои жизни за свою малую родину, Дагестан и  страну. Они показали на ратном поприще беспримерное мужество и силу духа. Многие десятки сельчан – участников Великой Отечественной войны погребены на солдатских кладбищах, разбросанных в полях Европы.  Непреодолимой стеной встали андийцы против врагов, вторгшихся на территорию Дагестана и в наши дни - августе 1999 года.

     Андийские горы – историческая земля, на которой происходили  события не только местного, но общедагестанского и северокавказского масштаба. Жемчужина андийских гор – озеро на границе с Чечней, которое имеет андийское название Алхар, но известно под распространенными названиями Андийское озеро или, на чеченский лад, – Казеной ам.

      Здесь в горах в далекой древности была выведена оригинальная порода овец, получившая название андийской. Вместе с тушинской породой она лучше всех других приспособлена к условиям высокогорий. Не случайно шерсть именно этой породы является наиболее подходящей для изготовления незаменимой детали традиционного кавказского мужского гардероба – андийской бурки, а мясо по своим вкусовым качествам не сравнимо ни с каким другим.  

            Народная периодизация история селения Анди, так же, как и повсеместно в Дагестане, состоит из нескольких этапов: «коммунистический», «николаевский», «шамилевский» и «дошамилевский». Научная периодизация, естественно, оперирует иными критериями и историческими эпохами. Применительно к случаям, подобным рассматриваемому, в ней выделяются отрезки, имеющие разную протяженность и различную наполненность историческими событиями: древность, средневековье, 19 - нач.20-го века и современность.  

     Древнейший и древний этап истории села могут быть охарактеризованы только на основе археологических источников. Специальные работы в этом направлении непосредственно в селе до сих пор не производились. Имеющиеся данные ограничиваются пока случайными находками, обнаруживаемыми при различных строительных работах. Если основываться на таких материалах, то древнейшие следы обитания человека на территории села Анди фиксируется с эпохи неолита (8-6 тыс. лет назад). Об этом говорят находки единичных кремневых предметов, в том числе один скребок, изготовленные в неолитической технике и обнаруженные на окраине села.   

         Материалы следующей археологической эпохи – бронзового века непосредственно на территории села не известны, но выразительные остатки памятников этого типа открыты и исследованы в самой андийской долине.

        В черте верхнего квартала села Анди выявлены погребения, которые по содержавшимся в них материалам можно предварительно отнести к началу новой эры. По археологической периодизации истории Восточного Кавказа это, так называемое, «албанское» время, т.е. время существования древнейшего государства Кавказская Албания. Глухие отголоски этого времени мы находим в языке. Например, андийское название кружева и кружевной ткани «пардав» восходит к названию столицы государства  Кавказская Албания, которая в 5-начале 8-го веков нашей эры была крупнейшим политическим, религиозным, торговым и ремесленным центром Восточного Кавказа.  Не очень ясно, насколько широко распространено мужское имя Партулав, но если оно характерно только для Анди, то и это указывает на его связь с названием Парфии (Партиа) (250 г. до н.э. –  227 г. н.э.) –  могущественного царства, возникшего раньше Кавказской Албании (рубеж 2-1 веков до н.э. – начало 8-го века н.э.).   Возможно и то, что ее звучание связано же с тем же городом Партав. Кстати, имя героини лакского эпоса Парту-Патима из того же ряда.

     Андийское слово «гьайбулув» – ласкательное обращение к ребенку, имеющее комплементарную окраску несомненно несет на себе этническую нагрузку, указывающую на албанцев. Кстати, такое же содержание имеет аварское «гьалбал» и ахвахское «гьалби». На основе подобных фактов можно предполагать, что в рассматриваемое время андийцы не оставались в стороне от культурного пространства Кавказской Албании, хотя, скорее всего, не находились в составе этого государства.

        Первые на сегодняшний день достоверные письменные свидетельства о селе Анди встречаются в очень важном историческом документе, являющемся завещанием аварского нуцала Андуника – своему преемнику Булач-нуцалу. Весьма примечательно, что этот документ, датированный 1485 годом, составлен и написан упомянутым выше Али-Мирзой ал-Анди – авторитетным учёным, почитавшимся, как шейх-ул-шуюх. И оглашен он был, как указывается в одном из вариантов списков, при большом сборе владетельных и уважаемых представителей широкого аварского общества в андийских горах на том самом озере Алхар (чеч. Казеной – ам).

        Следующее из ранних письменных свидетельств о селе Анди  относится к 16-му веку. Это колофон – собственная вставка из нескольких строк, внесенная переписчиком в рукопись «Бустан ал-арифин»  известного специалистам средневекового автора Абулайса ас-Самарканди. Изучение этой рукописи показывает, что ее переписка осуществлялась в селе Анди и переписчиков ее было двое.  Из этой памятной записи, датируемой 1562 годом, мы узнаем, прежде всего, имя правителя с. Анди того времени и благодетельного и влиятельного человека – Молла Хаджи-Али. Но более важно установление существования в селе традиции переписывания средневековых рукописных книг. По мере расширения поисков, количество фактов, подтверждающих это, увеличиваются. Так, например, недавно историком Ш.М.Исаевым обнаружена еще одна рукопись «Минхадж ат-табибин…», переписанная в Анди 1566 году Али сыном Мухаммада из Анди. Все эти данные свидетельствуют о распространённости здесь в это время арабской грамоты и грамотности вообще. Разумеется, это говорит о существовании в селе не только мечети, но и медресе при которой, как полагают ученые, могла существовать мастерская по изготовлению местной бумаги и осуществлялась регулярная переписка арабоязычных рукописных книг. Согласно известным ранее эпиграфическим источникам, мечеть в Анди датировалась примерно серединой 17-го века (1679-1680). Приведенные выше данные удревняют эту дату, почти на столетие и относят, как минимум, к 1562 году и дают возможность предполагать еще более раннее время функционирования здесь сельской мечети.

      Существуют веские археологические свидетельства тому, что территория андийской котловины была активно включена в область интересов Сасанидской державы. Проявление этого историки видят, например, в возведении, примерно, 6 – 7 веках н.э. мощного оборонительного сооружения, остатки которого в виде 200-метровой стены с четырьмя башнями сохранились до наших дней и известны под названием Андийские ворота. Фрагментарные остатки, возведенные в строительной технике, характерной именно для этого времени, отмечают и на территории старого села Ашали. Конечно, приведенные факты не могут служить показателем персидского, а ранее и парфянского влияния исключительно на территорию, населенную ныне андийцами. Сказанное подчеркивает лишь то, что данная территория была достаточно активно вовлечена в общедагестанский исторический процесс.

            Часто проявления того рода, о которых идет речь, носили характер не прямых, а косвенных связей с внешним миром, в которых посредническую или своеобразную эстафетную роль мог играть какой-либо из самих дагестанских народов. В этом смысле весьма показательны случаи междагестанских языковых взаимодействий на почве лексической базы персидского языка. Приведем в качестве примера группу андийских и лакских слов, имеющих единый – персидский источник заимствования и относящихся к смысловой группе терминов, связанной с конем и всадником: пряжка конского снаряжения – чалпаз (лак.) [20], чарпасси (анд.); плеть для коня – ч1яп1т1и (лак.), ч1артил (анд.), процесс чистки лошади тимар (лак., анд.). Совпадение лексики такого рода (семантическая группа – конь, упряжь, всадник) в двух не граничащих друг с другом языковых ареалах будет возможна лишь в том случае, когда оба эти языка находятся в сфере воздействия третьего.

        Рассматривая вопрос о возникновении села Анди, как крупного многотухумного села, можно предположить, что процесс этот завершился в 14-м веке – тогда же, когда аналогичное укрупнение поселений происходило практически по всему горному Дагестану. Руинированные и погребенные в настоящее время под землей остатки средневековых поселений имеются в окрестностях села. Современные постройки, возникшие в ходе расширения села на некоторых участках уже достигли границ указанных археологических объектов и возводятся непосредственно на древнем культурном слое.  Что же касается возникновения исторического ядра села Анди – современного нижнего квартала, расселённого вдоль берега реки Гадор, то он относится к гораздо более раннему времени, уходящим в глубину не менее двух тысяч лет.

       Анди принял подданство Российской империи в 1731 году – во время правления Анны Иоанновны, племянницы Петра I, которая к тому времени носила титул императрицы. Интересы жителей андийского общества требовали возможности выгодных торговых, хозяйственных связей с внешним миром и за пределами территории самого Дагестана. При этом они не могли оставаться в стороне от событий, если обстоятельства политического характера требовали от них солидарности с соседями в военных столкновениях с имперскими войсками. Так произошло, например, в 1758 году, когда андийцы поддержали восставших чеченцев и выступили на их стороне против частей под командованием генерала  фон Фрауендорфа. Это, разумеется, автоматически означало отказ от обязательств по имевшим ранее место соглашениям с представителями российских властей. 

      Одно из знаковых событий истории Дагестана 18-го века – борьба против нашествия правителя Персии Надиршаха. Андийцы приняли участие в составе дагестанского войска в главных сражениях этой масштабной кампании.

      Переломными в истории села, как и всего Дагестана, были события 19-го века. Андийцы оказались включены в события Кавказской войны с самого ее начала. История сохранила имена бесстрашных воинов, талантливых военачальников, верных сподвижников Шамиля   Газиява ал-Анди и Лабазана (Рабазана) ал-Анди. В разное время они возглавляли Андийское наибство.  Имам Шамиль останавливался в Анди доме наиба Газиява, который с самого начала борьбы был одним из его самых первых и надежных сторонников и воином, с которым мало кто мог сравниться в отваге и бесстрашии.  Газияв был и среди тех немногих защитников Ахульго, которым вместе с Шамилем удалось спастись в этой беспримерной битве. Немало андийцев осталось лежать на поле битвы на горе Ахульго. Они с самого начала войны примкнули к восставшим, принимая в войне активное участие, особенно в конном ополчении, и сникали на себе на поле брани славу храбрецов.

     В эпоху Шамиля село Анди представляло собой центр одноименного наибства вновь учрежденного государственного образования – Имамата. После завершения Кавказской войны в рамках уже российского административного устройства с 1861 года Анди остается центром Андийского наибства, которое входило в более крупное образование под названием Андийский округ. Последний включал в себя помимо Андийского еще шесть наибств: Гумбетовское, Дидойское, Каратинское, Технуцальское, Тиндальское, Ункратль-Чамалальское. Почти сорок лет спустя наибства (в том числе и андийское) были переименованы в участки.

     Наиболее знаменательным в развитии села в конце 19-го – начале 20 веков, пожалуй, можно считать начало формирования военно-административной и интеллектуальной прослойки местного населения, своеобразной новой элиты, ориентированной на получение образования российско-европейского образца (нередко в дополнение к традиционному арабо-мусульманскому).  Несомненно, заметным событием явилось открытие в селе в 1912 году светской сельской школы. В это время эпизодически отмечалась и отправка состоятельными сельчанами своих детей в столицу Дагестанской области Темирхан-шуру для получения образования в гимназии.

      Октябрьской революция 1917 года и гражданская война, как и повсеместно на всей территории бывшей Российской империи, стали для села временем кардинальных перемен, полных и достижений в разных областях, и драматизма, и общественных потрясений. Во всей мировой истории не было века более жестокого, чем век двадцатый. Но и свершений не было более значимых, чем в этом веке. В истории села нашли свое отражение все перипетии того бурного времени. В августе 1917 года в Анди и на Андийском озере (чеч. – озеро Казеной-ам), т.е. в месте, которое не раз в истории избиралось точкой общей северокавказской политической акции, собрался Второй съезд Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана. В это время еще не стерлись в памяти воспоминания о съезде наибов, который проходил здесь же – на Андийском озере (чеч. – озеро Казеной-ам) в 1847 году и стал заметным событием, сыгравшим большую роль в истории Имамата Шамиля.

        На съезд представителей народов Кавказа 1917 года избирались делегаты из расчета один делегат от 15 000 человек. Предполагалось представительство каждой из кавказских народностей, а также участие в съезде наиболее авторитетных представителей народов независимо от количественных квот. Всю основную организационную работу по подготовке и проведению съезда проводилось жителями селения Анди, под руководством андийского наиба Араша.   Романтическое описание этого съезда оставил участник событий – тогда молодой художник из Чоха, почивший впоследствии международную известность Халилбек Мусаясул. Он писал, что по дороге в Анди соединились: «посланники всего Кавказа: грузины, абхазцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, ногайцы, азербайджанцы, аварцы и многие другие». И продолжал далее: «Яркие, впечатляющие дни, проведенные у берегов сияющего зеленого Андийского озера — сверкание оружия, полыхание знамен, топот коней, яркие одежды, высокие тюрбаны знати и темные мрачные фигуры горцев в огромных папахах и величавых бурках, с резкими, обветренными лицами, казавшимися такими же древними, как и их скалистые горы, являются самыми незабываемыми картинами жизни, запечатленными в моем сердце. Страна эта, из многих гор и долин, была единой страной. Народ этот, из многих племен, был единым народом. И одна судьба связала их всех вместе воедино».

       Все описанное выше происходило за несколько месяцев до Октябрьской революции 1917 года, и никто еще не знал, как и когда воцарятся мир и благополучие на Кавказе и сколь долго они продлятся. А случилось, как случилось. На огромном пространстве Европы и Азии образовалось новое могучее государство СССР, которое соединило в себе судьбы более сотни народов и развивалось, не только достигая при этом беспримерных успехов, но и преодолевая не меньшие по масштабам трудности. Маленькой частицей этого пространства существовало село Анди, переживавшее вместе со страной события новейшей истории.

       Свежим напоминанием о том, насколько хрупки спокойствие и мир стали события 1999 года, когда нежданные «гости» попытались вторгнуться в наш дом и такие простые, казалось бы, и естественные ценности, как мир и благополучие стало необходимо защищать жителям села с оружием в руках. Они, в первые же часы вторжения врага, без раздумий и команд, в едином порыве, поднялись на защиту родной земли, и не пропустили банды террористов вглубь Дагестана. Приятно сознавать, что и молодое поколение жителей села в час испытания проявило унаследованные от предков и не рассчитанные на внешний эффект качества – волю, стойкость, отвагу, беззаветную преданность земле отцов.  Заместитель Министра внутренных дел РФ, генерал-полковник Шевцов Леонтий Павлович, руководивший 21 августа 1999 г. войсковой операцией по возвращению занятого боевиками, крайне важного в оперативно-тактическом плане, перевала Харами, в своих воспоминаниях пишет: «…не могу не сказать добрые слова о действиях андийского ополчения. Первое - они не дали боевикам беспрепятственно войти в село. …они, как могли, организовали оборону села, отрыли окопы и укрытия. Моральный и боевой дух был необычайно высок. Они шли в зону смертельного риска не ради гордыни, а ради долга и чести.  …17 человек сразу добровольно приняли участие в операции по взятию перевала. В первую очередь вышли молодые и среднего возраста люди. Действовали они самоотверженно, даже после взятия сами перешли  к преследованию боевиков. Потеряли одного ополченца. Казаналипов Муртуз был тяжело ранен и затем, при проведении хирургической операции в с. Анди , умер. … 13 ополченцев получили ордена Мужества, а погибший Казаналипов Муртуз – звание Героя России. Все они остались в памяти.»

      В наши дни село живет и развивается. Оно стало несколько раз шире по сравнению со своей исторической территорией. Здесь функционируют две крупные средние школы, детские сады, хорошо оборудованная участковая больница, современные спортивные площадки и сооружения, многочисленные магазины, мастерские разного профиля и даже автозаправки. Разумеется, на должном уровне в селе почитаются традиции и исламского религиозного образования; функционирует джума-мечеть с медресе и несколько квартальных мечетей, в которых, в частности, бережно хранятся древние рукописи. В селе находится зиярат – место паломничества к могиле широко почитаемого шейха Умар-Хаджи Андийского.

       Если говорить о современном быте сельчан, то уже является привычным, что еще недавно казалось немыслимым – водопровод непосредственно в доме и возможность пользоваться раздельно горячей и холодной водой с использованием бойлера. А ведь значительная часть нынешних жителей села прожила немалую часть своей жизни, не зная даже электрического света.  Современные активисты и патриоты села по собственной инициативе асфальтируют улицы, мостят их камнем, проводят канализационные системы. В этом они пользуются поддержкой и участием населения, и не рассчитывают только на одну государственную помощь. Значит, у Анди есть достойное настоящее и, хочется думать, счастливое будущее.

http://kremlin.ru/
http://www.duma.gov.ru/
http://president.e-dag.ru/
http://www.e-dag.ru/
https://www.gosuslugi.ru/
http://ботлихра.рф/in/md/main
http://nadzor.e-dag.ru/
http://cppdagrf.ru/
http://05.mchs.gov.ru/
http://dagproc.ru/
https://godliteratury.ru/
http://www.takzdorovo.ru/
http://mfcrd.ru/